Цель: развитие речи через знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал Мяу?
Задачи:
- познакомить детей с произведением В. Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»;
- активизировать словарь по теме «Животные», а так же расширить общий словарный запас;
- продолжать обучать правильному звукопроизношению;
- продолжать развивать умение описывать объект;
- вызвать интерес к творчеству писателей-сказочников.
Ресурсы и атрибуты:
- костюм Сказочницы;
- волшебный сундучок;
- игрушки - персонажи сказки;
- декорации;
- экран;
- проектор;
- компьютер;
- презентация.
Подготовка:
В центре группы ставится три стола, которые накрываются тканью. Под тканью уже спрятаны декорации. На первом столе стоит будка собаки, домик; на втором столе макет куста и цветок; на третьем столе макет пруда, кувшинка. Около стены стоит экран.
Ход занятия:
В комнату входит воспитатель в образе Сказочницы и приветствует ребят:
Сказочница: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, кто я? Прилетела я к вам издалека, из волшебной страны, где живут сказки. Я Сказочница. Люблю путешествовать по всему свету, рассказывать детям сказки, дарить книжки с яркими картинками! А вы, любите книжки? Бережете их? Очень хорошо! К вам пришла я не с пустыми руками, принесла с собой мой волшебный сундучок. Хочу поиграть с вами, посмотреть какие вы смышленые и догадливые. А вы хотите поиграть со мной? Тогда садитесь поудобнее на стульчики, пусть ваши ушки слушают, а глазки смотрят внимательно. Я сказку начну, а вы поможете мне ее продолжить. Итак…
Воспитатель достает из сундучка щенка (можно положить его на ковер в центре комнаты). Текст сказки сопровождается движениями персонажей.
Сказочница: Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: - Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел - никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал...
Дети: Мяу!
Сказочница: Молодцы, ребята!
- Кто там? – подумал щенок. Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол, никого нет! Влез на подоконник и увидел, как во дворе гуляет… Ребята, как вы думаете, кто же гулял во дворе дома?
Воспитатель предлагает ребятам выбрать на экране из нескольких изображений птиц.
Дети: Петуха
После того, как дети выбрали правильный ответ, воспитатель достает из сундучка петуха и предлагает описать его:
Сказочница: Что есть у петуха?
Дети: Хохолок, крылышки, ножки, хвостик, клювик.
Сказочница: Какого цвета хвостик у петуха?
Дети: красный, желтый, синий, зеленый.
Сказочница: Какой петух?
Дети: Красивый, хороший, добрый…
Сказочница: "Вот кто не дал мне спать!" - подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
- Это ты сказал "мяу"? - спросил Щенок Петуха.
- Нет - Петух захлопал крыльями…Как же ребята петушок хлопает крыльями? (Дети встают и хлопают ручками) А как кричит?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
После общего ответа, воспитатель предлагает малоактивным детям по одному произнести: «Ку-ка-ре-ку-у-у!»
Сказочница: - А больше ты ничего не умеешь говорить? - спросил Щенок.
- Нет, только "кукареку", - сказал Петух. Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой.
Вдруг у самого крыльца кто-то сказал…
Дети: Мяу!
Сказочница: "Кто тут?" - сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Как рыл лапками щенок? (дети встают и показывают движениями, как щенок роет ямку)
Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил серый… Кто же выскочил из-под крыльца? Посмотрите ребята! (Дети выбирают из предложенных на экране изображений)
Дети: Мышонок!
(Воспитатель достает из сундучка мышонка)
Сказочница: Какой мышонок?
Дети: Маленький, хорошенький…
Сказочница: - Ты сказал "мяу"? - строго спросил его Щенок. Что же ответил мышонок? Как запищал мышонок? (ответы детей)
Дети: Пи-пи-пи.
Сказочница: - Пи-пи-пи, а кто так сказал? – запищал мышонок.
- Кто-то сказал "мяу" – сказал щенок.
- Близко? - заволновался Мышонок.
- Вот здесь, совсем рядом, - сказал Щенок.
- Мне страшно! Пи-пи-пи! - запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.
Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:
Дети: - Мяу!
Сказочница: Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился.
"Вот он! - сказал себе Щенок. - Сейчас я его поймаю. " Он подкрался поближе. Навстречу ему выскочила огромная лохматая…
Дети: Собака!
Воспитатель достает из сундучка собаку.
Сказочница: Собака зарычала. Как же зарычала собака?
Дети: Р-р-р-р-р…
Сказочница: - Я. я хотел узнать. И собака снова зарычала:
Дети: - Р-р-р-р!
Сказочница: - Это вы сказали. "мяу"? - прошептал Щенок, поджимая хвостик.
- Я! Ты смеёшься, Щенок!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. (Воспитатель переходит к следующему столу). И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал…
Дети: - Мяу!
Сказочница: Щенок выглянул из-под куста. На цветке сидела большая…Кто же сидел на цветке?
(Дети выбирают пчелу из предложенных изображений)
Дети: Пчела!
Воспитатель достает из сундучка пчелу.
Сказочница: Ребята, посмотрите на пчелку? Какая она?
Дети: Большая, мохнатая…
Сказочница: "Вот кто сказал "мяу"!" - подумал Щенок и хотел схватить её зубами.
Обиженная Пчела прожужжала (дети произносят звук З)
Дети: З-з-з
Сказочница: И больно ужалила Щенка в кончик носа. Завизжал Щенок, побежал. Пчела за ним! Летит и жужжит:
Дети: З-з-з-з
Сказочница: - Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю! Ж-ж-ж-ж
Дети: Ж-ж-ж-ж
Сказочница: Подбежал Щенок к пруду - и в воду! Когда он вынырнул, Пчелы уже не было. И тут опять кто-то сказал…
Дети:- Мяу!
Воспитатель достает из сундучка рыбу.
Сказочница: Что же спросил щенок? Это ты сказал "мяу"? - спросил мокрый Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него. Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда. На листе лилии сидела лягушка. (Воспитатель достает лягушку) Она засмеялась: «Ква-ква-ква! Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?»
- А может быть, это ты сказала "мяу"? - спросил Щенок Лягушку.
Лягушка снова засмеялась…
Дети: Ква-ква-ква
Сказочница: - Какой ты глупый! Лягушки только квакают.
И прыгнула в воду. Пришёл Щенок домой, мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на своём коврике. И вдруг услышал:
Дети: - Мяу!
Сказочница: Щенок вскочил - перед ним сидела…
Дети: Кошка!
Воспитатель достает из сундучка кошку.
Сказочница: Правильно, ребята. И Кошка сказала…
Дети: Мяу!
Сказочница: Щенок залаял…
Дети: Ав-ав-ав!
Сказочница: Потом вспомнил, как рычал лохматый Пёс, и зарычал
Дети: Р-р-р-р!
Сказочница: Кошка изогнулась, зашипела: "Ш-ш-ш!" (дети повторяют звук Ш, зафыркала: "Фыр-фыр!" (дети повторяют звук Ф) И выпрыгнула в окно.
Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал "мяу".
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! Понравилась вам сказка? О ком была сказка? А каких героев вы в ней встретили? Ребята, вы очень сообразительные! За ваши старания, я подарю вам книжку с яркими картинками! но это не все! Закройте свои глазки и произнесите волшебные слова «Раз, два, три, сказка, оживи!» (Дети повторяют за воспитателем слова. Воспитатель достает коробку с изготовленным по сказке пальчиковым театром. Показывает ребятам подарок, прощается и уходит).
|